Вагинальный кандидоз

Вагинальный кандидоз (молочница)— это воспалительное заболевание слизистой оболочки влагалища, вызванное дрожжеподобными грибами рода Candida. Эти микроорганизмы является условно-патогенными, т. е. входят в состав нормальной микрофлоры и при соблюдении определенного баланса не причиняют никакого вреда и дискомфорта. Вагинальный кандидоз развивается, как правило, на фоне аутоинфекции (изменении собственной флоры влагалища), хотя заражение может произойти в том числе извне. Считается, что риск заражения возрастает при частых орально-генитальных контактах.

При воздействии неблагоприятных факторов из-за снижения местной защиты организма баланс нарушается и грибок начинает паразитировать, прикрепляясь к клеткам эпителия и проникая в них.

К факторам, способствующим колонизации слизистой влагалища кандидами относят:

• сахарный диабет;
  • прием лекарственных препаратов (кортикостероидов, антибиотиков);
  • онкология;
  • наличие тяжелых инфекций;
  • иммунодефицитные состояния (ВИЧ, гиповитаминоз и т. п.);
  • беременность;
  • эндокринные нарушения;
  • пищевая аллергия.

Клиническая картина

Вагинальный кандидоз может протекать бессимптомно в форме кандидоносительства. В острой форме заболевание приобретает выраженную симптоматику:

• обильные творожистые выделения из влагалища бело-серого цвета, образующие налет;
  • покраснение, отечность и склонность к кровоточивости слизистой оболочки влагалища и вульвы;
  • зуд и жжение в области наружных половых органов;
  • боли при половом акте.

Хроническая форма вагинального кандидоза имеет длительное течение и умеренно выраженные признаки: покраснение, сухость слизистой, небольшие язвочки, сужение входа во влагалище, дряблость и уплотнение кожного покрова.

Диагностика и лечение

Диагностируется вагинальный кандидоз при гинекологическом осмотре и с помощью лабораторного исследования — микроскопии мазка на влагалищную флору.

В основе лечения вагинального кандидоза лежит медикаментозная терапия местного и общего характера (противогрибковые средства), а также дезинфицирующих и противовоспалительных растворов (спринцевание и т. п.).

При хронической форме заболевания необходимо элиминировать влияние неблагоприятных факторов. Это также эффективно в качестве профилактических мер.