Трихомонада

трихомонада

Трихомонада (влагалищная трихомонада, Trichomonas vaginalis) представляет собой простейший одноклеточный микроорганизм, являющийся паразитом половых путей человека и вызывающий заболевание трихомониаз, в основе которого лежит воспалительный процесс слизистых оболочек.

Достаточно крупный микроорганизм, достигает в длину 20-30 мкм. Имеет грушевидную форму. Оболочки трихомонады образуют активные структуры, именуемые жгутиками (в количестве пяти), причем четыре жгутика расположены у переднего полюса трихомонады, а пятый жгутик входит в состав ундулирующей мембраны, которая находится внутри тела микроорганизма. Ундулирующая мембрана и жгутиковый аппарат делают трихомонаду активно подвижной. Имеет ядро и цитоплазму. Для своей жизнедеятельности не использует кислород, т.е. по своей сути является анаэробом. Для питания использует влагалищный секрет, уретральное содержимое и секрет половых желез. Процесс размножения может происходить только в теле человека. Некоторые другие виды трихомонад могут обитать в полости рта и ЖКТ. Не исключается их роль в развитии воспалительных заболеваний полости рта и желудочно-кишечного тракта.

Учитывая тот факт, что трихомонада является одноклеточным микроорганизмом и имеет сходный с человеческим набор генов, иммунный ответ организма в ответ на инфицирование отсутствует, поскольку трихомонада может маскироваться под клетки человека. Этому факту благоприятствует способность трихомонады накапливать на своей внешней мембране фрагменты белков и аминокислот человека. При наличии неблагоприятных факторов может образовывать стойкие шаровидные формы, теряет жгутики и замедляет метаболизм. В таком состоянии она может длительно сохраняться в различных отделах мочеполового тракта.

Трихомонады могут захватывать в свое тело различные микробы и вирусы, осуществлять их транспорт на большие расстояния и защищать их от действия антибиотиков и противовирусных средств.

Является обязательным паразитом и обладает тропностью к клеткам слизистой уретры и влагалища. Вызывая воспалительный процесс гениталий, трихомонады оказывают деструктивное действие на эпителиальные клетки и нарушают целостность слизистой, что способствует инфицированию другими ИППП.

Быстро погибает во внешней среде, особенно сухой. Повышение температуры тела до 45 градусов действует на трихомонаду губительно, однако во влажной среде может длительное время сохранять свою жизнеспособность, что обуславливает возможность бытового заражения женщин при использовании общих предметов личной интимной гигиены с больным человеком. Подвержена действию различных антисептиков.

Основной путь заражения – половой. Бытовое инфицирование возможно у женщин при использовании предметов гигиены, на поверхности которых имеется вагинальное отделяемое больной трихомониазом.

Является наиболее распространенной инфекций, передаваемой половым путем. Это вызвано тем, что течение инфекционного процесса может остаться нераспознанным, поскольку имеется тенденция в последние годы для бессимптомного, скрытого течения трихомониаза у людей.