Симптомы молочницы

Молочница (урогенитальный кандидоз) у мужчин и у женщин может протекать в нескольких формах:

• носительство микроорганизма (часто бессимптомное);
  • острый урогенитальный кандидоз;
  • хроническое течение инфекции.

В случаях кандидоносительства нет никаких проявлений инфекции при стойком обнаружении микроорганизмов в соскобах со слизистой и кожи. При этом концентрация грибков мала и не является клинически значимой. Такое состояние принципиального лечения не требует.

Острый урогенитальный кандидоз возникает через 2-4 дня после заражения во время полового контакта или аутоинфицирования. Также не исключается возникновение симптомов молочницы при создании благоприятных условий для быстрого роста и размножения грибков. У женщин острая молочница протекает в виде вульвовагинита. При этом симптомы заболевания следующие: нестерпимый зуд вульвы и выделения.

Воспалительный процесс при молочнице может быть:

• катаральным;
  • флегмонозным;
  • эрозивно-язвенным.

При катаральном воспалении женщины предъявляют жалобы на дискомфорт в области влагалища и половых губ (зуд и жжение). Возможен неприятный запах от гениталий. Кожа резко гиперемирована, на ее поверхности имеются трудноотделяемые пленки и белый налет. Выделения из влагалища имеют творожистый характер. Этот признак является патогномоничным для молочницы у женщин.

В случае флегмонозного воспаления симптомы молочницы выражены более значительно. Слизистая влагалища резко гиперемирована, отечна. Легко кровоточит при механическом воздействии. В случае язвенного поражения на поверхности слизистой и кожи образуются сливные эрозии и язвы, которые вызывают значительный болевой синдром. Постепенно присоединяется вторичная гноеродная микрофлора и выделения приобретают характер гнойных. Могут быть неприятные ощущения во время и после мочеиспускания.

У мужчин острый урогенитальный кандидоз проявляется в виде баланопостита, который также может быть катаральным, флегмонозным и язвенным. При легком течении заболевания мужчины предъявляют жалобы на зуд на поверхности головки полового члена, который покрывается большим количеством белого или бело-серого налета, имеющим неприятный запах. Кожа становится хрупкой и в случае механического воздействия травмируется с образованием продольных тещин. При флегмонозном процессе наблюдается тотальное поражение головки и кожи крайней плоти.

Аналогично возможно присоединение стафилококковой и стрептококковой инфекций с развитием гнойного процесса. При эрозивно-язвенном поражении на поверхности члена (головке и крайней плоти) формируются эрозии и язвы, которые обычно имеют четкие границы, но могут и сливаться между собой. Без проведения адекватного лечения молочницы, воспалительный процесс и травматизация кожи приводят к формированию фимоза — сужению крайней плоти.

Если число рецидивов молочницы более 4 раз в год, то тогда говорят о хроническом рецидивирующем течении процесса. При этом абсолютно точно должна быть исключена вероятность инфицирования грибками извне. Провоцируют рецидивы молочницы неблагоприятные экзо- и эндогенные факторы:

• погрешности в гигиене,
  • перепад температур,
  • использование антибиотиков,
  • употребление гормонов и иммуносупрессоров,
  • частые спринцевания влагалища,
  • применение спермицидов и антисептиков,
  • заболевания эндокринной системы,
  • иммунодефицитные состояния.

Клиническая картина в случае обострения хронического урогенитального кандидоза аналогична острому процессу, однако имеется меньшая выраженность симптомов молочницы.

Диагностика заболевания сложностей не представляет. Диагноз ставится на основании характерных симптомов молочницы (зуд в области гениталий и специфичные выделения) и данных обследования (обнаружения клеточных форм грибков и псевдомицелия в мазках из влагалища и мазках-отпечатках с поверхности кожи). Также стоит сказать, что число лейкоцитов значительно повышается, что доказывает наличие воспаления. Кроме того, проводится исследование ДНК грибков — ПЦР диагностика и культуральное исследование с целью определения чувствительности микроорганизмов к антимикотическим препаратам.