Молочница при беременности

Молочница при беременности (кандидозный вульвовагинит) встречается весьма часто и в большей части случаев не оказывает значительного негативного влияния на развитие плода и течение беременности.

Причины
Частые случаи заболевания кандидозом во время беременности обусловлены изменением состава влагалищных выделений и усилением образование гликогена в них. Это вещество является благоприятным питательным элементом для грибков, что создает необходимые условия для размножения кандид и развития воспалительного процесса.

Кроме того, во время беременности молочница может развиться в случаях внешнего инфицирования в результате незащищенного полового акта. Появлению молочницы могут способствовать избыточные спринцевания влагалища, применение антисептиков и антибиотиков.

Клиническая картина
Клиническая картина практически не отличается от молочницы вне беременности. Женщин мучает нестерпимый зуд в области гениталий и влагалища. Выделения обильные, имеют творожистый характер, иногда и неприятный запах. Возможно поражение кожи наружных половых органов. В случае эрозивно-язвенного процесса на кожной поверхности образуются дефекты (язвы), которые приносят значительный дискофморт в состояние беременной женщины. Мочеиспускание может стать учащенным и болезненным. Считается, что молочница при беременности не оказывает большого неблагоприятного влияния на ее течение. Однако в литературе имеются единичные описания формирования хорионамнионита под воздействием грибков.

Также стоит сказать, что данное заболевание приводит к созданию благоприятных условий для инфицирования вторичной гноеродной микрофлорой. А эти микробы уже являются потенциально опасными в плане развития выраженного воспалительного процесса гениталий и органов малого таза.

Неликвидированный урогенитальный кандидоз во время родов может приводить к инфицированию ребенка грибками и развитием у него болезни слизистой рта (стоматит) – молочнице новорожденных. Кроме того, в редких случаях может возникать поражение кожи плода.

Диагностика
Диагностика данного состояния особых проблем не представляет. Жалобы пациентки на сильный зуд гениталий и характерные выделения, уже при осмотре говорят о том, что имеется урогенитальный кандидоз. Из лабораторных методов исследования применяется микроскопия мазка из влагалища и микроскопия мазка-отпечатка с поверхности гениталий. Также используется ПЦР-диагностика и культуральное исследование.

Лечение
Лечение молочницы при беременности проводится антимикотическими препаратами для местного действия. Конечно, используются те медикаменты, которые не оказывают токсического и тератогенного влияния на плод. Антимикотики системного действия применяются редко и только в тех случаях, когда потенциальный риск кандидоза выше, чем риск создаваемый приемом препарата. В большинстве случаев – прогноз благоприятный. Профилактика молочницы во время беременности заключается в использовании барьерных методов предохранения во время половой жизни.