Симптомы и диагностика аднексита

Забор мазка для посева 350-00
Забор мазка для ПЦР 400-00

Симптомы острой стадии
В случае острого течения заболевания к симптомам аднексита относятся боли внизу живота. Они могут быть односторонними и двухсторонними, острыми, колющими, ноющими или тянущими. Кроме того, отмечаются признаки дизурии – учащенное и болезненное мочеиспускание, происходит повышение температуры тела до высоких значений, интоксикация. Нередко возникают патологические выделения из влагалища, нарушение менструального цикла.

Стадии развития аднексита
Стадия I
Неосложненный аднексит, воспаление ограничивается маточными трубами и/или яичниками.
Стадия II
Осложненный аднексит, сопровождающийся появлением воспалительного конгломерата или развитием абсцесса, воспалением маточных труб и/или яичников с присоединением тубоовариального абсцесса, что подтверждается клиническими признаками и данными зонографии.
Стадия III
Вскрытие тубоовариального абсцесса.

Во время осмотра определяется напряжение мышц живота и резкая болезненность при пальпации. Весьма часто при аднексите беспокоит тошнота и рвота, задержка стула. Яичник (яичники) увеличены, болезненны. При наличии тубоовариального абсцесса имеет место выраженный озноб, повышение температуры тела свыше 40 градусов. Боли распространены по всей площади живота, вагинальный осмотр резко болезненный. Тракция шейки матки невозможна из-за выраженных острых болей. Выделения из влагалища – гнойные. Характерным признаком является нарушение акта дефекации: болезненность и тенезмы.

Для симптоматики гнойного острого аднексита характерен, так называемый, почечный синдром – образование обструкции мочеточника с одной или двух сторон. Это происходит путем сдавления мочеточника извне воспалительно измененной тазовой клетчаткой. Тяжелое течение аднексита приводит к выраженным гемодинамическим нарушениям, коматозному состоянию.

Симптомы хронического аднексита
В случае хронического процесса атаки обострения сменяются периодами ремиссии. Во время обострений хронического воспаления клиническая картина напоминает острую форму, однако интенсивность симптомов аднексита несколько ниже. Стоит сказать, что длительно протекающий инфекционный процесс в яичниках приводит к нарушению функции яичников, происходит гормональный дисбаланс.

Это, в свою очередь, может оказать влияние на характер менструального цикла:

• часто возникают задержки,
  • сами месячные длительные, болезненные,
  • менструальные выделения обильные, содержат свежие сгустки.

В случае терминальной стадии хронического аднексита происходит склерозирование органа и уменьшение интенсивности менструации вплоть до ее полного прекращения. Либидо снижено. Половые контакты болезненны и приносят выраженный дискомфорт, проявляющийся болями и неприятными ощущениями внизу живота.

Диагностика
Диагностика аднексита заключается в проведении осмотра, исследовании результатов анализа мазков из влагалища и цервикального канала, УЗ-диагностики. С целью выявления инфекционного агента выполняются бактериологические исследования (посев на флору), ПЦР-диагностика, выявление микобактерий туберкулеза. В ряде ситуаций производится забор содержимого полости матки путем аспирационной биопсии, которое отправляется для проведения бактериологического посева.

Кроме того, происходит изучение иммунного статуса, оценка других органов и систем, а также общие показатели крови и мочи. Для общего анализа крови характерен выраженный лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, отмечается также увеличение СОЭ. Полученные данные обследования позволяют определить тактику адекватного лечения аднексита.

В сложных случаях требуется очный осмотр врача-хирурга и гинеколога. Дифференциальная диагностика острого гнойного аднексита проводится с острой хирургической патологией, протекающей по типу «острый живот», а также с различными видами урологической патологии (гидроуретеронефроз, паранефрит, мочевой затек, объемные процессы мочевого пузыря).