Хронический оофорит

Оофорит как самостоятельное заболевание диагностируется нечасто. Возбудитель болезни, как правило, поражает не только яичники, но и маточные трубы, другие органы репродуктивной или мочевой системы. Причиной воспалительного процесса могут служит патогенные микроорганизмы, скрытые половые инфекции. Острое воспаление протекает с ярко выраженными симптомами (боль в яичниках, выделения из влагалища, повышение температуры и пр.). Следствием этой патологии является хронический оофорит.

Симптоматика
Данная стадия заболевания проявляется смазанной клинической картиной, поэтому выявить патологию удается не сразу. В течение нескольких лет женщина может не догадываться о воспалительном процессе. Основными жалобами пациенток являются:

• нерегулярный менструальный цикл,
  • боли при половом акте,
  • периодические болезненные ощущения внизу живота.

Нарушение работы яичников приводит к дисбалансу стероидных гормонов (эстрогенов, андрогенов), вследствие чего наблюдается снижение либидо, отсутствие овуляции, нервозность, раздражительность, быстрая утомляемость.

Диагностика
Диагностика хронического оофорита включает в себя ряд стандартных исследований, которые позволяют дифференцировать заболевание с кистой, поликистозом, аднекситом, миомой матки, аппендицитом. На первичном осмотре проводится пальпация, обычно она доставляет болезненные ощущения, на ощупь яичники немного увеличены в размерах. Для исключения новообразования выполняют ультразвуковое обследование органов малого таза, лапароскопию. Для выявления возбудителя воспалительного процесса эффективна полимеразная цепная реакция. ПЦР позволяет определить такие инфекции, как хламидии, уреаплазма, микоплазма, ВПЧ, вирус герпеса и пр. Чтобы правильно подобрать антибактериальные препараты, необходим бакпосев на чувствительность к антибиотикам.

Терапия
Воспаления в хронической форме лечат различными способами в зависимости от типа возбудителя. В стадии ремиссии, т.е. когда симптомы выражены слабо, проводятся физиотерапевтические процедуры. Наилучшие результаты приносят:

• ультравысокочастотная терапия (УВЧ) — устраняет болевой синдром, уменьшает интоксикацию, стимулирует обменные процессы, обладает противовоспалительным действием.
  • лекарственный электрофорез — лекарственное вещество подбирается индивидуально (например, цинк, кальций, магний, салициловая кислота).
  • озонотерапия — оказывает иммуностимулирующее действие, уменьшает выраженность воспалительного процесса, обладает бактерицидным эффектом.

Дополнительно разрабатывается курс приема препаратов, которые повышают защитные функции организма, требуются также витаминные комплексы. Некоторым пациенткам выписывают гормональные средства для восстановления функции яичников. Лечение хронического оофорита, как правило, осуществляется консервативными способами. Хирургическое вмешательство выполняется при наличии гнойного экссудата, развитии опухоли.