Гонококки

Гонококк
гонококк

Гонококки (Neisseria gonorrhoeae) – возбудитель гонореи, микроорганизм, относящийся к роду Neisseria. По своей структуре состоит из двух неподвижных половинок, напоминающих кофейные зерна. Вогнутыми поверхностями располагаются внутрь, половинка к половинке, выпуклыми обращены наружу. Размер микробного тельца составляет около 1 мкм. Был открыт в 1879 году ученым Альбертом Нейсером и получил его имя.

По способности окрашивания анилиновыми красителями относится к грамотрицательной микрофлоре. Обладают тропностью к слизистым оболочкам полового тракта. Вызывают специфическое гнойное воспаление урогенитального тракта, а также других органов человека. Для гонорейной инфекции характерно состояние, которое получило название незавершенный фагоцитоз: проникнув в половые пути, активизируются защитные силы организма, клетки лейкоциты пытаются поглотить гонококки и разрушить их, однако гонококки обладают способностью выживать внутри поглотивших их лейкоцитов. Внутри лейкоцитов гонококки получают дополнительный защитный барьер, а также могут использовать ресурсы клетки для своей жизнедеятельности. Некоторая часть микробов располагается внеклеточно. Так часть гонококков, которые находятся внеклеточно, синтезируют некую структуру, напоминающую слизь, которая окружает скопления микробов и создает дополнительный защитный барьер.

Инфекция передается половым путем. Бытовое инфицирование хоть и возможно (для женщин, которые используют общие предметы интимной гигиены с больным человеком), но встречается крайне редко.

При наличии неблагоприятных факторов, например, использование антимикробных препаратов, могут трансформироваться в устойчивые L-формы, которые сохраняют свою жизнеспособность в течение длительного времени. Такие формы бактерий наблюдаются при хронической гонорейной инфекции, обусловленной неадекватным лечением препаратами, которые не привели к элиминации микроорганизмов в острой стадии. Также устойчивые L-формы обладают резистентностью к действию антибиотиков, что создает определенные сложности при лечении длительно текущего заболевания.

Выявить гонококки можно путем световой микроскопии выделений. При этом визуализация гонококков возможна лишь только в острой стадии заболевания. Микроскопическая картина характеризуется тремя основными признаками: наличие грамотрицательных диплококков, бобовидная форма диплококков и внутри- и внеклеточное расположение скоплений микроба. Кроме того, характерна выраженная лейкоцитарная реакция. Для проведения культурального бактериологического исследования требуются питательные среды с содержанием белка или крови. Культивирование осуществляется при избытке углекислого газа и температуре 37 градусов.

Гонококки крайне заразны. Так в случаях однократного незащищенного полового контакта с больным человекjм, как мужчиной, так и женщиной, риск инфицирования приближается к 90-100%.

Гибнут вне внутренней среды человека, нагревание до температуры 45 градусов вызывают быструю гибель микробов. Весьма чувствительны для действия антисептиков. В настоящее время гонококки обладают выраженной устойчивостью к пенициллиновым антибиотикам, некоторым видам фторхинолонов, макролидам, а также сульфаниламидам.

Таким образом, гонококки являются инфекцией, которая передается половым путем и вызывает воспалительный процесс.