Атрофический кольпит

Атрофический кольпит возникает у женщин после наступления менопаузы после 40 лет. Это заболевание имеет неспецифический характер, вызвано условно-патогенными микроорганизмами. Основной причиной развития патологии является снижение выработки яичниками гормона эстрогена, вследствие чего истончается слизистая оболочка влагалища, сокращается объем вагинального секрета, нарушается PH-баланс, уменьшается количество лактобацилл. Эти изменения увеличивают вероятность механических повреждений, через которые может проникнуть инфекция.

Воспаление встречается примерно у 40 % женщин, спровоцировать патологический процесс могут сильные стрессы, переутомления, сахарный диабет, нарушение функции яичников, лучевая терапия, ВИЧ-инфекция. Помимо этого кольпит появляется при несоблюдении правил интимной гигиены, ношении синтетического белья, особенно в жаркую погоду, использовании ароматизированных гелей, мыла.

Симптоматика
Выраженность симптомов может быть различной. На воспалительный процесс указывают необычные обильные выделения из влагалища, зуд, жжение, покраснение гениталий, неприятный кислый запах, также беспокоят рези во время мочеиспускания, боли при половом акте. Анализ мазка показывает увеличенное количество лейкоцитов, что свидетельствует о воспалении, лабораторным методом выявляется возбудитель. При проведении кольпоскопии визуализируются небольшие точечные кровоизлияния на слизистой оболочке влагалища. При подозрении на атрофический кольпит оценивается состояние PH, проводится гистологическое исследование мазка для исключения злокачественных опухолей, анализы на гормоны.

Лечение
Лечебные меры направлены на нормализацию гормонального фона, для этого разрабатывается индивидуальная эстрогенозаместительная терапия, которая уменьшит проявления воспаления. Также местно назначаются ванночки, вагинальные свечи, крема (с содержанием эстриола) и прочие воспалительные средства. Во время лечения кольпитарекомендуется отказаться от половых контактов, острых, слишком соленых продуктов питания, алкоголя.

Заболевание имеет склонность к рецидивам, поэтому для профилактики атрофического кольпита необходимо следить за состоянием наружных половых органов: не допускать повышенного потения, перейти на хлопчатобумажное нижнее белье, укреплять иммунитет, избегать перутомления и психологических стрессов.