Недержание мочи

Недержание мочи – патологическое состояние, характеризующееся неспособность пациента контролировать процесс удержания мочи в мочевом пузыре. По статистике им страдает 10-15% женщин детородного возраста, и до 50-60% - в возрасте после 45 лет.

К факторам риска, с которыми связывают развитие подобной патологии, относят:

• эндокринные нарушения;
  • врожденные аномалии строения мышечной и соединительной тканей органов малого таза;
  • грыжи передней брюшной стенки;
  • инфекции мочевыводящих путей хронического характера;
  • варикозное расширение вен.

По объему непроизвольно выделяемой мочи заболевание подразделяют на стадии:

• субклиническая (до 2 мл в сутки),
  • легкая (около 10 мл в сутки),
  • средняя (до 50 мл в сутки),
  • тяжелая (свыше 50 мл в сутки).

В зависимости от причин развития недержания мочи выделяют следующие типы заболевания:

• стрессовое;
  • ургентное.

Первая разновидность развивается по причине увеличения внутрибрюшного давления, например, во время приступов кашля, смехе, физических нагрузках и пр. Ургентное недержание мочи – это результат нарушения синхронизации работы мозга и мышц мочевого пузыря. В этом случае непроизвольное мочеиспускание происходит сразу после позыва к нему.

Наиболее распространенным типом недержания мочи является стрессовый. К причинам его развития относится нарушение анатомо-топографических связей органов малого таза. Это оказывает неблагоприятное влияние на сфинктер шейки мочевого пузыря, в результате чего непроизвольное мочеиспускание происходит при полном расслаблении мышечного слоя органа.

Подобные нарушения могу сформироваться в результате:

• осложненных родов;
  • опущении/выпадении влагалища и матки;
  • хирургических вмешательств в данной области;
  • избыточного веса;
  • хронических запоров.

Диагностика и лечение

Непроизвольное мочеиспускание происходит небольшими порциями в момент напряжения брюшной области, которое чаще всего происходит во время поднятия тяжестей, кашля , смехе и т. п. Для установления причин, спровоцировавших развитие патологии, назначают следующие обследования:

• составление дневника мочеиспускания;
  • Pad-тест (оценка объема потери мочи посредством взвешивания использованных прокладок);
  • УЗИ мочевого пузыря;
  • рентгеновские исследования (цистография и т. п.).

Назначение терапии зависит от типа заболевания. Так, ургентное недержание мочи поддается медикаментозному лечению. В случае стрессовой разновидности предпочтительней хирургическая операция.