История гинекологии

Первые упоминания о решении вопросов, связанных с гинекологией в современном ее понимании, встречаются уже в древнейших индийских, греческих, египетских, славянских памятниках письменности. Так, Гиппократ подробно описал клиническую картину и диагностику воспалительных процессов женских внутренних органов, опухолей матки. Именно в его трудах мы видим мысль о том, что необходимо лечить не только заболевший орган, но и весь организм в целом.

Работы европейских анатомов 16-17 веков (Т. Бартолина, Р. Граафа и др.) содержат описание физиологического строения женщин. Уже в следующем веке гинекология оформилась как самостоятельная наука. Появляется книга «Искусство повивания» Н.М. Амбодик-Максимовича, посвященная физиологии, патологии, диагностике и профилактике гинекологических заболеваний.

К середине 19 века начинают открываться первые гинекологические клиники и первые медицинские учебные заведения России и других стран. Уже к концу 19 века были разработаны эффективные методы лечения и диагностики гинекологических заболеваний. После введения асептики значительно уменьшилось количество летальных исходов, однако оперативные методы лечения использовались значительно чаще. В 1903 году В.Ф. Снегирев, основоположник этой области медицины в России, выступил против только хирургического лечения данных заболеваний. Он первым высказал идею о том, что течение местного заболевания во многом зависит от состояния всего организма. Эта точка зрения остается общепризнанной у врачей всех специальностей.

В связи с открытием в конце 19 века вирусологии расширились представления ученых об этиологии заболеваний. В 1879 году был открыт возбудитель гонореи, в начале 20 века сделаны открытия о том, как «работают» железы внутренней секреции и какие половые гормоны они продуцируют.

В 20 веке произошел большой прорыв в области гинекологии: впервые стали использоваться кольпоскопия и цитологические исследования; разработан и применен метод радикальной операции при раке матки, разработаны схемы лечения климактерических расстройств, применяется лучевая терапия и др. На развитие гинекологии в целом большое влияние оказали достижения в других областях медицины: эндокринологии, фармакологии, хирургии, анестезиологии и др.