Женская половая система

Женская половая система включает в себя половые железы (яичники), внутренние половые органы (маточные трубы, матка, влагалище), наружные половые органы (большие и малые половые губы, преддверие влагалища, клитор), молочные железы. В целом женские половые органы располагаются в области малого таза, между прямой кишкой и мочевым пузырем, в нижней части живота.

Наиболее сложным строением отличается яичник. Он является органом, в котором происходят постоянные изменения, связанные с гормональным статусом. Основные функции - эндокринная и репродуктивная. В строме яичника в большом количестве располагаются фолликулы. Созревшая яйцеклетка выходит из яичника (происходит овуляция), а на месте фолликула образуется желтое тело. Клетки желтого тела синтезируют гормон прогестерон, а также в небольших количествах эстрогены, андрогены, окситоцин, релаксин, которые вызывают изменения в других органах женской половой системы: маточных трубах, матке, влагалище, молочных железах.

Матка – это мышечный орган, стенки которого состоят из 3 оболочек - слизистой (эндометрий), мышечной (миометрий), серозной (периметрий). От ее краев начинаются маточные трубы; открывается тело матки во влагалище шейкой матки. Основное ее предназначение заключается в развитии и питании плода.

Маточные трубы (фаллопиевы трубы) представляют собой парный трубчатый орган, который соединяет полость матки с брюшной полостью. Они начинаются от краев матки в области ее дна и заканчиваются около яичников; один конец трубы открывается в матку, другой – в брюшную полость. По маточным трубам яйцеклетка двигается из брюшной полости в матку.

Влагалище – это внутренний половой орган женщины, представляющий собой мышечно-эластичную трубку и участвующий в процессах совокупления, оплодотворения и родов. У девственниц вход во влагалище закрыт девственной плевой.

Половые губы – наружные половые органы женщины – парные складки кожи, ограничивающие половую щель и преддверие влагалища. Различают большие и малые половые губы.

Клитор – наружный половой орган женщины, расположенный у верхних концов малых половых губ непосредственно над отверстием мочеиспускательного канала. Является активной эрогенной зоной.

Бартолиниевы железы, железы преддверия влагалища – большие железы, расположенные в толще больших половых губ, которые выделяют богатый белком секрет, увлажняющий вход во влагалище во время полового акта.

Функционирование женской половой системы характеризуется цикличностью, которая определяется гормонами. Изменения, происходящие в яичниках и матке, составляют овариально-менструальный цикл. В среднем его продолжительность составляет 28 дней; а весь период подразделяется на 3 фазы:

• менструальная фаза (с первого дня менструации) длится примерно 4 дня, в течение которых происходит гибель и отторжение тканей слизистой оболочки матки, а затем регенерация эпителия
  • постменструальная – фаза пролиферации – характеризуется изменением эпителия, восстановлением функционального слоя эндометрия
  • предменструальная – фаза секреции – обусловлена происходящей примерно на 14 сутки овуляцией. Под влиянием прогестерона происходит увеличение эндометрия, который утолщается, становится отечным

Молочная железа является единственным органом, относящимся к женской половой системе, но расположенным не в малом тазу, а на передней поверхности большой грудной мышцы. Рост груди у девочек начинается в период полового созревания, наблюдается раньше других изменений половых органов и продолжается до 18-20 лет.

Молочные железы состоят из 15-20 отдельных желез, каждая из которых имеет альвеолярно-трубчатое строение и образует долю; каждая доля в свою очередь состоит из отдельных долек. Между долями и дольками находится прослойка соединительной ткани, богатой жировыми клетками. Молочная железа состоит из секреторных отделов (альвеолы или ацинусы) и системы выводных протоков. В нелактирующей железе имеется большое количество протоков и мало секреторных отделов; в лактирующей молочной железе альвеолы многочисленны.

Читать ещё: Воспалительные заболевания женской половой системы