Дисменорея

Дисменорея представляет собой состояние женского организма, характеризующееся тем, что в процессе менструации возникают различные дискомфортные и болевые ощущения внизу живота. Данный признак является одним из наиболее часто встречающихся в гинекологической практике.

Обычно дисменорея сочетается с другими признаками:

• головная боль,
  • головокружение,
  • чувство нехватки воздуха,
  • недомогание,
  • тошнота,
  • рвота,
  • обморочное состояние,
  • бледность кожных покровов,
  • повышение температуры тела,
  • обильное слюнотечение,
  • раздражительность,
  • икота,
  • вздутие живота.

При дисменорее может наблюдаться кратковременная потеря сознания.

Схема лечения дисменореи
дисменорея
Нажмите для увеличения

В большинстве случае дисменорея и эти признаки начинают себя проявлять за 2-12 часов до начала менструации. Пик их интенсивности приходится на первый и второй день менструации, после чего их выраженность начинает снижаться, и к концу менструации они полностью отсутствуют. Боли внизу живота могут иметь различный характер, быть приступообразными или ноющими, иметь различную интенсивность. Для болей при дисменорее характерна иррадиация в область прямой кишки и в область мочевого пузыря. Боли также могут иррадиировать в поясничную область или даже создавать впечатление о том, что источником боли является именно поясничная область.

Иногда могут быть болезненное и учащенное мочеиспускание, а также нарушение акта дефекации.

Дисменорея может быть первичной и вторичной.

Первичная дисменорея

Первичная дисменорея возникает в случае отсутствия органической патологии органов малого таза и гениталий. Скорее она носит функциональный характер и начинает впервые проявляться у девочек в подростковом возрасте, после формирования у них менструального цикла. В тоже время известно, что первичная аменорея чаще встречается у пациенток, имеющих патологию соединительной ткани, заболевания сосудов, заболевания позвоночника (сколиоз), плоскостопие.

Первичная дисменорея обусловлена множеством факторов, однако точный механизм до конца неизвестен. Ясно лишь то, что источником болевых ощущений являются вещества простагландины, которые находятся в большом количестве в мембранах отторгнутых клетках эндометрия. Они и оказывают все те эффекты, о которых сказано выше. Кроме того, следует выделить дисменорею, которая вызвана различными пороками развития гениталий и органов малого таза. В случае первичной дисменореи происходит нарастание интенсивности симптоматики, если в первые годы после возникновения менархе все эти признаки носят умеренный характер, то через несколько лет от начала наступления менструаций достигают максимума.

Вторичная дисменорея

Вторичная дисменорея наблюдается у женщин, имеющих приобретенную патологию со стороны органов малого таза. Наиболее частыми причинами вторичной дисменореи являются анатомо-топографические нарушения, формирующиеся в органах малого таза после перенесенных острых воспалительных заболеваний или же в случаях хронических длительных процессов, которые годами протекают без лечения (хронический метроэндометрит, хронический сальпингоофорит, гидросальпинкс, пиосальпикс). Также причиной вторичной дисменореи является эндометриоз, его различные формы. Кроме того, вторичная аменорея может быть в случаях наличия ВМС, особенно если имеет место быть неправильная локализация спирали. Еще одной причиной вторичной дисменореи может стать стеноз и сужение цервикального канала, особенно в ситуациях, когда в анамнезе имелось множество хирургических абортов. Вторичная дисменорея характерна для женщин половозрелого возраста, живущих половой жизнью. Болевые ощущения возникают за сутки до менструации, длятся долго и могут продолжаться уже после завершения менструации. Для такой дисменореи характерны ноющие боли внизу живота с иррадиацией в поясничную область. Менструальное кровотечение обильное, с примесью сгустков.

Таким образом, дисменорея является частым клиническим состоянием, которое встречается у женщин и девушек во время менструации, требует проведения обследования и лечения.