Учащенное мочеиспускание

учащенное мочеиспускание
Нажмите для увеличения

В клинической практике врача-гинеколога и уролога приходится сталкиваться с таким симптомом, как учащенное мочеиспускание - поллакиурия.

В норме число мочеиспусканий за сутки у женщины не должно превышать 4-8 раз, при суточном количестве мочи около 1,5 литров. В то же время, в зависимости от ситуации, число мочеиспусканий может быть меньше или больше указанных значений.

Если это преходящие явления, и они не сочетаются с иными признаками нарушения мочеиспускания, то их нельзя рассматривать как симптом заболевания.

Если же учащенное мочеиспускание является стойким признаком, а также если оно сочетается с другими явлениями, например, с болевыми ощущениями или же малыми (или большими) порциями мочи, то следует заподозрить наличие патологического процесса.

Комбинация учащенного мочеиспускания с дискомфортными или болевыми ощущениями в процессе мочеиспускания носят название – дизурии.

Кроме того, всегда важно дифференцировать в какое время суток происходит большое число мочеиспусканий – днем или ночью.

Учащенное мочеиспускание у женщин чаще всего наблюдается в следующих ситуациях:

1. Мочевая инфекция, которая протекает в виде поражения мочевого пузыря (цистит). В этих ситуациях характерно наличие учащенного, болезненного мочеиспускания, а также наблюдается изменение характера мочи. Моча может быть мутной, иметь неприятный запах, и в ней может быть примесь крови.
  2. Венерические заболевания, а также инфекционные процессы, вызванные урогенитальными инфекциями. Учащенное мочеиспускание наблюдается при острой восходящей гонорее. Кроме того, могут быть обильные гнойные выделения из влагалища, боли внизу живота. В случае урогенитальных инфекционных процессов (хламидиоз, микоплазмоз, трихомониаз, уреаплазмоз, гарднереллез) учащенное мочеиспускание бывает не всегда, болевые ощущения практически отсутствуют.
  3. Мочекаменная болезнь. Если мочевые камни перемещаются из почки в мочевой пузырь и локализуются в нижней трети мочеточника или же в интрамуральном отделе, то наблюдается нарушение мочеиспускания в виде учащенного, затрудненного и дискомфортного. Кроме того, в этих ситуациях имеется симптомокомплекс «почечной колики». В случае наличия камня мочевого пузыря также могут быть нарушения мочеиспускания в виде учащенного, дискомфортного. Специфичным признаком для камня мочевого пузыря (который в силу своих размеров не может быть выведен наружу через просвет уретры) является симптом «закладывания струи мочи» - вклинение камня в зону шейки мочевого пузыря и прекращение тока мочи.
  4. Ряд гинекологических заболеваний может также сопровождаться симптомом учащенного мочеиспускания. Это аденомиоз, эндометриоз, множественные миомы матки, воспалительные заболевания органов малого таза.
  5. Учащенное мочеиспускание практически всегда имеет место при анатомо-топографических расстройствах органов малого таза: опущение стенок влагалища, опущение матки.
  6. Поллакиурия может встречаться при опухолевых процессах органов малого таза. В данном случае это обусловлено механическим воздействием растущей опухоли на стенку мочевого пузыря.
  7. Иногда учащенное мочеиспускание может быть при наличии эндокринных нарушений.
  8. Гиперактивный деструзор (заболевание мочевого пузыря) также является причиной частого мочеиспускания. Кроме того, в данном случае имеются ряд других признаков (частые и неожиданные позывы к мочеиспусканию, недержание мочи).
  9. Психические расстройства.
  10. Физиологические состояния, в частности, беременность – также может быть причиной частого мочеиспускания.

Таким образом, учащенное мочеиспускание является клиническим признаком огромного числа состояний женщины и заболеваний, поэтому требует тщательного обследования.