Боль в яичниках

Яичники — парные органы, расположенные у боковых стенок малого таза. Боль в яичниках может локализоваться в левой и/или правой нижней части живота. Этот симптом характеризует патологический процесс в половой сфере. Выявить этиологический фактор — важная задача специалиста. От причины болевого синдрома зависит лечение гинекологического заболевания. Терапевтические меры нельзя откладывать, поскольку болезни яичников могут иметь серьезные осложнения, отражающиеся на репродуктивной функции девушки.

Киста
Киста яичника — распространенная патология среди женщин детородного возраста. Болезненные ощущения возникают следствие давления на нервные окончания соседних органов. Они усиливаются при выполнении физических упражнений, во время ходьбы, в период менструального кровотечения. Кистозные образования склонны к перекручиванию, что приводит к опасным последствиям. В результате перекрута нарушается кровоток, что ведет к недостаточному снабжению кислородом и питательными веществами тканей органа. По этой причине возможен некроз, острое воспаление. Жидкое содержимое кисты может проникнуть в брюшную полость, вызывая опасное для жизни заболевание перитонит.

При разрыве, перекручивании опухоли требуется немедленная госпитализация и проведение хирургической операции. Новообразование иссекается, в случае некроза необходимо удаление придатка. Помимо резких болей в яичнике появляются жалобы на головокружение, тошноту, повышение температуры и пр.

Воспаления
Болезненность появляется в результате острого или хронического воспалительного процесса яичников (оофорит) или придатков матки (аднексит). Причиной этих заболеваний могут послужить переохлаждения, снижение иммунной системы, частая смена половых партнеров. Распространенными возбудителями воспаления являются стафилококки, стрептококки, протеи, энтерококки, хламидии, гонококки, уреаплазмы, микоплазмы. При несвоевременном или некорректном лечении патология быстро приобретает хроническую форму. В таком случае боль в яичниках становится периодической, менее интенсивной. На воспалительный процесс указывают необычные выделения из влагалища, жжение, зуд, повышение температуры, слабость.

Гиперстимуляция
Синдром гиперстимуляции яичников — патологическое состояние, возникшее вследствие приема гормональных препаратов для лечения бесплодия или после ЭКО. Он характеризуется увеличением яичников, накоплением асцита, ухудшением кровообращения, скоплением транссудата. Клинически патология проявляется нарушением мочеиспускания, вздутием живота, головокружением, появлением одышки, увеличением массы тела.

Установить причину болей в яичниках помогают кольпоскопия, ультразвуковое, лапароскопическое исследование. Эти процедуры позволяют оценить состояние слизистой, определить размеры, форму придатков, обнаружить патологические новообразования и их структуру. Для диагностики воспалительного процесса проводятся анализ мазка, крови, мочи, ПЦР на половые инфекции.