Болезненные месячные

Болезненные месячные (или альгоменорея) встречаются у 10 % женщин детородного возраста. Накануне или в первые дни менструации возникают сильные, приступообразные, ноющие или тянущие боли внизу живота. Болевой синдром отражается на общем состоянии женщины, значительно снижается трудоспособность. Помимо этого в данный период могут появляться и другие признаки альгоменореи:

• усталость,
  • раздражительность,
  • нарушения работы пищеварительной системы (вздутие живота, запоры, диарея),
  • боли в области паха, крестца и поясницы,
  • головокружение,
  • изменение артериального давления,
  • повышение температуры.

Причины
Сильные боли во время месячных обусловлены чаще всего интенсивными сокращениями матки, которые вызваны гормонами простагландинами. В результате спазма кровеносные сосуды начинают кровоточить, отделяется часть слизистой оболочки матки. Этот процесс наиболее активен в 1-2 день цикла. Причиной болезненных месячных могут служить физиологические особенности половых органов, например, неправильное положение или недоразвитие матки, узкое отверстие шеечного канала и т.д. Менструальные спазмы иногда становятся следствием сильного эмоционального стресса, депрессивного состояния (период экзаменов, проблемы на работе или в личной жизни). Выше указанные факторы характерны для молодых девушек и нерожавших женщин. Нередко после родов болевой синдром значительно ослабляется.

Альгоменорея носит вторичный характер, если вызвана воспалительными процессами в половой сфере, такими как кольпит, эндометрит. Также боли при менструации возникают вследствие других патологий:

Чтобы выяснить, являются ли боли при месячных признаком какого-либо гинекологического заболевания или индивидуальной особенностью, необходимо пройти ряд диагностических исследований. Врачом назначаются УЗИ органов малого таза, кольпоскопия, ПЦР на скрытые половые инфекции, анализ мазка, на гормоны (эстрогены, ЛГ, ФЛГ).

Лечение
Если альгоменорея связана с патологическим процессом, лечение направлено на устранение провоцирующих факторов и нормализацию работы внутренних органов. Для ослабления болевого синдрома принимают обезболивающие препараты, гормональные средства (назначаются только гинекологом). Для борьбы с болезненными месячными рекомендуется физическая активность (пешие прогулки, аэробные упражнения), соблюдение рационального питания (ограничение кофеинсодержащих напитков, острого, соленого, сладкого, мучного), отказ от алкоголя, витаминотерапия. Эти меры позволят уменьшить проявления альгоменореи и значительно улучшить состояние женщины.