Разрыв кисты яичника

Разрыв кисты яичника является острым гинекологическим осложнением, требующим неотложной оперативной помощи. Данное состояние характеризуется разрывом капсулы кистозного образования и внутренним кровотечением. Оно встречается достаточно редко (1-5 %), однако может быть опасным для жизни и здоровья пациентки.

Причины данного осложнения разделяются на две группы:

• изменения в сосудах и тканях яичника: к нарушению кровообращения могут привести варикозное расширение вен, наличие множественных кист, гиперемия, воспалительные заболевания, прием некоторых лекарственных препаратов, влияющих на свертываемость крови и пр.
  • повышение внутрибрюшного давления: вызвано обычно усиленными физическими нагрузками (например, интенсивные занятия в спортзале), поднятием тяжестей, агрессивным половым контактом.

Разрывы могут встречается при наличии различных типов кист: фолликулярных, кист желтого тела, серозных и других. Во многих случаях пациентка может не догадываться о наличии опухоли, поскольку они обычно клинически не выражены.

Признаки

Разрыв кисты яичника начинается с острых болей в месте патологии (справа или слева внизу живота). Этому предшествует обычно половой акт, поднятие тяжести. Болевой синдром возникает внезапно, приступами, иногда боль иррадиирует в поясницу, область крестца. Затем появляется кровотечение, обычно обильное, угрожающее даже анемией. Это состояние сопровождается слабостью, тошнотой, головокружениями, бледностью кожных покровов.

Лечение

При возникновении острой боли необходимо вызвать бригаду скорой помощи, врачи проводят осмотр, дифференцируют разрывы с почечной коликой, аппендицитом, панкреотитом. Зачастую невозможно точно поставить диагноз без специального оборудования. В условиях стационара проводится лапароскопия, которая позволяет максимально информативно провести диагностику и лечение. Тактика операция разрабатывается хирургом в зависимости от клинической картины. Молодым пациенткам врачи стараются выполнить органосохраняющие манипуляции, однако не всегда это представляется возможным.

В некоторых ситуациях определяется разрыв кисты легкой степени, когда можно обойтись без операции. Медикаментозное лечение включает в себя гормонотерапию, кровоостанавливающие препараты, витамины, физиотерапию. Распространенным осложнением после консервативного лечения является спаечный процесс, который в дальнейшем может повлечь за собой нарушение репродуктивной функции или бесплодие.