Папилломавирус

За последние годы распространенность папилломавируса среди женщин значительно увеличилась. Это обусловлено ранним началом половой жизни, частой сменой сексуальных партнеров, несбалансированным питанием, бесконтрольным применением антибактериальных препаратов. Инфекция передается чаще всего половым путем, также известны случаи заражения контактным способом (посредством общих предметов гигиены). Быстрее ВПЧ внедряется в базальный слой через микроранки, трещины, мелкие ссадины, царапины, мацерации и пр.

Характеристики ВПЧ
Вирус папилломы человека относится к ДНК-содержащим. В настоящее время выявлено свыше 100 разновидностей ВПЧ, часть из которых характеризуется высоким онкогенным риском, т.е. способны спровоцировать развитие злокачественных опухолей. К этой группы относят типы 16, 18, 31, 33, 35, 39, 45, 51, 52, 56, 58, 59, 68, 82. У одного пациента могут быть обнаружены сразу несколько видов. На внедрение ВПЧ в клеточные структуры затрачивается несколько месяцев. Эписомальная форма вируса не проявляет себя, она существует за пределами хромосом клетки. Затем ДНК папилломавируса объединяется с ДНК эпителиальной клетки, запуская процесс канцерогенеза. Интегрированная форма вируса способствует размножению атипичных клеток, которые в дальнейшем трансформируются в злокачественные.

Клинические проявления
В течение нескольких лет инфекция может существовать без каких-либо клинических проявлений. После окончания инкубационного периода (от 3 месяцев) на кожном покрове появляются бородавки и папилломы — небольшие сосочковые образования телесного или бледно-розового цвета, напоминающие по внешнему виду цветную капусту. На гениталиях, в анальной области, в паху формируются остроконечных кондиломы. Они могут появляться также на слизистой оболочке внутренних органов (матки, уретры, кишечника и пр.).

Установлено, что ВПЧ оказывает сильное влияние на возникновение заболеваний шейки матки. Эта инфекция может спровоцировать эрозию шейки матки. Если слизистая поражена вирусами высокой онкогенной группы, возможно развитие злокачественной опухоли. Рак шейки матки на сегодняшний день занимает по распространенности второе место после рака молочной железы. Он диагностируется у женщин в возрасте от 37 до 50 лет. Долгое время онкологические процессы не проявляются или протекают со слабо выраженными признаками. Характерными симптомами считаются кровянистые, коричневые выделения из влагалища, нарушения менструального цикла, боли внизу живота.

Чтобы не допустить осложнений и предупредить развитие онкологии необходимо регулярно проходить профилактические гинекологические осмотры. ПЦР дает точную информацию о типе папилломавируса, гистологические, цитологические исследования необходимы для определения добро- или злокачественной опухоли. При обнаружении кондилом делают биопсию. Кольпоскопия - аппаратный метод обследования для оценки состояния эпителиального покрова шейки матки.

Лечение вируса папилломы человека определяется индивидуально. Для удаления папиллом, кондилом используются разнообразные малоинвазивные и безопасные методики (криотерапия, радиоволны, лазер). Снизить вероятность рецидивов помогают меры по укреплению иммунной системы, антивирусные препараты.