Кондиломы

кондилома

Кондиломы (остроконечные кондиломы, генитальные бородавки) представляют собой экзофитные (возвышающиеся над поверхностью кожи и слизистой) новообразования, ассоциированные с наличием папилломавирусной инфекции 6 и 11 типов. Эти образования возникают в области гениталий и перианальной области. Кроме того, кондиломы могут располагаться во влагалище и на влагалищной части шейки матки (у женщин), в прямой кишке и области наружного отверстия мочеиспускательного канала. Описаны случаи, когда остроконечные кондиломы располагались в задних отделах уретры и шейки мочевого пузыря, а также в самом мочевом пузыре.

Во всех случаях кондилом их образование связано с инфицированием больных вирусами папилломы человека 6 и 11 типов. Данные типы вирусов относятся к относительно благоприятным, они не вызывают развитие злокачественного опухолевого процесса.

От момента заражения до образования кондилом может пройти весьма длительный промежуток времени (от 2-3 месяцев до нескольких лет). Считается, что наибольший риск инфицирования вирусом папилломы человека имеется именно в случаях незащищенных половых контактов при наличии манифестных проявлений папилломавируса у инфицированного партнера или партнерши. Кроме того, возможно и бытовое заражение, при использовании общих предметов обихода и личной гигиены.

Клиника и диагностика
Пациенты предъявляют жалобы на наличие ворсинчатых образований, имеющих ярко красный или розовый цвет. Болевых и дискомфортных ощущений нет. Кондиломы, которые располагаются во влагалище или в области шейки матки, выявляются случайно, во время гинекологических осмотров. Если кондиломы располагаются в складках кожи или слизистой и подвергаются постоянному трению, то происходит их разрастание до огромных размеров. Такие кондиломы получили название кондилом Бушке-Левенштейна.

Визуально кондиломы представляют собой группы мягких образований, имеющих острые края. Красный цвет обусловлен наличием в их толще кровеносных сосудов. Легко кровоточат при травмировании. Могут сливаться в группы. Диагностика заключается в проведении визуального осмотра, обследования на все ЗППП, включая анализы на сифилис с целью проведения дифференциальной диагностики между остроконечными кондиломами и широкими кондиломами (проявления сифилиса). В обязательном порядке требуется провести обследование на все типы вируса папилломы человека. Женщинам показаны кольпоскопия и цитологическое исследование.

Лечение
Лечение кондилом заключается в их удалении различными физико-хирургическими методами. Медикаментозная терапия не эффективна, однако использование противовирусных и иммунных препаратов у лиц, возраст которых менее 25 лет, может способствовать процессу элиминации вируса папилломы человека. Наиболее эффективные и удобные методы ликвидации кондилом – это радиоволновая или лазерная коагуляция.

Такие операции проводятся в амбулаторных условиях под местной анестезией. В случае возникновения рецидива требуется как можно скорее провести повторное удаление кондилом. После удаления рекомендуется использование презервативов при половых контактах в течение года, поскольку в эти сроки может наступить элиминация вируса.

Специфическая профилактика заключается в использовании вакцины против папилломавируса под названием Гардасил.

Прогноз лечения в большинстве случаев – благоприятный, однако может потребоваться несколько сеансов удаления кондилом.