Кондиломы влагалища и шейки матки

вирус папилломы человека

Кондиломы влагалища и шейки матки представляют собой не только косметический дефект, но и серьезную угрозу для здоровья женщины. Они могут быть причиной бесплодия, поскольку препятствуют прохождению сперматозоидов. Кроме того кондиломы могут мешать нормальному течению родов, вызывать кровотечение.

Причина появления новообразований — вирус папилломы человека. Современные исследования показали взаимосвязь некоторых его видов с развитием рака шейки матки. Вирус может провоцировать неконтролируемое деление клеток, и процесс станет злокачественным. К онкогенным типам относят ВПЧ 16, 18, 31, 33, 35, 39, и др.

Основной путь передачи вируса при половых контактах. Попав в организм, он способен длительное время находится в слабокислой среде влагалища, губительной для большинства бактерий. Размножение вируса начинается при снижении местного иммунитета, что и ведет к появлению на слизистой новообразований. Инкубационный период может длиться от нескольких дней до нескольких лет. Проникая в клетку папилломавирус разрушает строение ее ДНК. В результате начинается активное деление клеток, из которых формируется кондилома.

Чаще всего заболевание протекает без ярко выраженных симптомов. Могут наблюдаться боль или дискомфорт во время полового акта, а также кровоточивость при травмировании кондилом. Поскольку процесс локализуется в области скрытой от непосредственного взгляда женщины, то обнаруживаются образования в ходе гинекологического осмотра.

Различают два вида кондилом:

• Плоская (эндофитная)
    В этом случае вирус размножается в глубоких слоях эпителия, что предполагает его длительное присутствие в организме. Такое образование не возвышается над поверхностью эпителия, не отличается по цвету от окружающих тканей и более склонно к малигнизированию, т. е. перерождению в раковые клетки. Чаще всего они располагаются на шейке матки.
  • Остроконечная (экзофитная)
    Новообразование выглядит как единичное или множественное разрастание на тонкой ножке в виде морской капусты или петушиных гребешков. Эта форма характерна для острого течения вирусного процесса в верхних слоях эпителия.

Для диагностики кондилом используются следующие методы:

• осмотр в зеркалах позволяет определить образование невооруженным глазом;
  • кольпоскопия выявляет плоские кондиломы;
  • цитология (мазок с шейки матки);
  • биопсия определяет степень дисплазии клеток, доброкачественный характер образования;
  • ПЦР анализ дает возможность определить вид вируса и его количество.

Лечение патологии происходит в двух направлениях: удаление кондилом и противовирусная терапия, направленная на повышение местного иммунитета.