РНК-NASBA-тест

Нередко в гинекологической и венерологической практике приходится сталкиваться с ситуацией, когда невозможно абсолютно точно поставить диагноз гонорейной или хламидийной инфекции у женщин, основываясь на наиболее часто используемых методах диагностики (микроскопия мазка, ПЦР-диагностика, культуральные исследования). Это обусловлено особенностями течения указанных заболеваний у женщин (неяркая клиническая картина, быстрая восходящая инфекция), а также неверной первичной диагностикой и назначением антибиотиков, к которым данные микроорганизмы устойчивы, и возникновением вялотекущего, скрытого инфекционного процесса. В таких случаях применяется РНК-NASBA-тест.

Кроме того, данная методика позволяет оценить эффективность лечения этих заболеваний, поскольку определение РНК агента возможно только в ситуации, когда не произошла элиминация хламидий и гонококков. Диагностика при помощи ПЦР, основанная на выявлении ДНК после лечения, не всегда может быть показательной, поскольку является весьма устойчивой структурой, и ее фрагменты могут длительно сохраняться в эпителиальных клетках человека, что приводит к получению ложноположительных результатов ПЦР-диагностики. Этот факт и формирует рекомендации проведения контрольных анализов, не ранее, чем через 3-4 недели после завершения лечения. РНК-NASBA-тест может быть выполнен уже через несколько дней после приема последней дозы антибиотика. Кроме того, он может быть использован для диагностики вирусных заболеваний.

Особенности и преимущества
Метод РНК-NASBA (Nucleic Acids Seaquencence Amplification) основан на определении микробной молекулы РНК. При этом используются транскриптационные амплификации при участии следующих ферментов: обратная транскриптаза, РНК-аза и РНК-полимераза. Метод NASBA определяет жизнеспособные бактериальные и вирусные элементы, поскольку синтез РНК происходит только в жизнеспособных клетках. Еще одной принципиальной особенностью данного теста является его высокая чувствительность, т.е. для получения результата необходимо малое количество исследуемого материала, в котором могут содержаться единичные бактериальные клетки или вирусные частицы. Данный факт позволяет с высокой эффективностью обнаруживать скрытые, хронические, бессимптомные инфекционные процессы.

Техника забора материала
Правила забора материала для проведения РНК-NASBA-теста следующие: у женщин берется соскоб клеток цервикального канала и уретры. В редких случаях возможно дополнительно использовать мочу.

• После обнажения шейки матки производится удаление слизи с поверхности шейки матки стандартным тампоном, затем специальным зондом (введенным в цервикальный канал) выполняется соскоб эпителиальных клеток путем осуществления вращательного движения в течении 3-4 секунд.
  • Зонд извлекают, конец его обламывают и помещают в специальную пробирку с транспортной средой. Другим зондом аналогично проводят забор материала из уретры.
  • Перед забором материала рекомендуется воздержаться от мочеиспускания в течении 2-х часов.
  • Наружное отверстие уретры обрабатывается стерильным физиологическим раствором.
  • Также возможно выполнение пальцевого массажа уретры с целью получения материала из глубоких слоев.
  • Если требуется исследовать мочу, то используется утренняя порция, которая подвергается центрифугированию. Исследованию подлежит осадок мочи, полученный после центрифугирования.

Таким образом, РНК-NASBA-тест является высокотехнологичным и высокочувствительным методом исследования, основанным на выявлении молекулы РНК вирусов и бактерий.