Анализы на ЗППП

Анализы на ЗППП (анализы на заболевания, передаваемые половым путем) представляют собой комплекс лабораторно-диагностических методов исследования, направленных на выявление возможных заболеваний, передаваемых половым путем. В клинической практике приходится проводить комплексные обследования, поэтому анализы на ЗППП включают в себя различные типы исследований. Это:

1. Микроскопия мазка из уретры или влагалища и цервикального канала;
  2. Микроскопия мазков-отпечатков с поверхности эрозий;
  3. ПЦР-диагностика урогенитальных инфекционных процессов;
  4. Культуральная диагностика (бактериологические посевы);
  5. Исследования крови на сифилис, ВИЧ и гепатиты В и С, проводимые различными методами.

Комплексные исследования ЗППП показаны в следующих ситуациях:

1. Наличие острого или хронического периода заболевания, вызванного урогенитальными инфекциями;
  2. Подозрения на наличие сифилиса, ВИЧ, гепатитов (при наличии специфических симптомов заболевания);
  3. В случае незащищенных сомнительных половых контактов. Стоит сказать, что учитывая инкубационный период инфекции, рекомендуется проводить серию анализов в динамике. Сроки повторных исследований обычно указывает врач. Можно придерживаться принципа сдачи анализов на ЗППП (сифилис, ВИЧ и гепатиты) следующим образом: 1 раз в 2 месяца на протяжении полугода. Диагностику урогенитальных инфекций рекомендуется проводить через 7-10 дней после полового контакта.

Существуют определенные правила подготовки к исследованию. Перед забором материала из уретры мужчинам рекомендуется временно воздержаться от мочеиспускания в течение 2-х часов до момента забора. Также рекомендуется за двое суток исключить половые контакты. Нельзя использовать антибиотики и антимикробные средства системного и местного применения. Женщинам не рекомендуется принимать препараты для внутривлагалищного применения, спермициды, а также спринцевания. Если речь не идет об экстренной ситуации, то пациенткам проводить забор мазков рекомендуется после окончания менструации. Забор крови для проведения анализов осуществляется натощак.

Обычно для скрининговой диагностики используются следующие виды анализов:

• Анализ на сифилис, включает в себя исследование крови методом RPR и РПГА;
  • Анализ на ВИЧ (антитела к ВИЧ);
  • HBs-аг («австралийский антиген», исследование маркера гепатита В);
  • HCV-антитела (исследование антител к вирусу гепатита С).

С целью изучения урогенитальных инфекций проводится микроскопия мазка и ПЦР-диагностика (хламидии, уреаплазмы, микоплазмы, гарднереллы, трихомонады, гонококки, ЦМВ, грибки, вирусы папилломы человека). В случае наличия эрозивных элементов с поверхности последних возможно провести забора материала для ПЦР-диагностики герпеса и сифилиса.

В сложных и неясных ситуациях применяется РНК-NASBA-тест и исследование множества других маркеров. Для определения чувствительности к антибиотикам проводятся бактериологические посевы соскобов со слизистой и отделяемого влагалища и цервикального канала.

Все анализы на ЗППП готовятся в течение короткого промежутка времени (обычно не более 48 часов). Все современные методы диагностики обладают высокой точностью и чувствительностью, специфичностью и дают редкий процент ошибок.